Группа "Радуга" Детский сад 17 , город Саратов

Наступил новый учебный год.

 Наступил новый учебный год. Мы познакомились с новыми детьми и родителями. Как же стать компетентными в общении с родителями воспитанников.

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить…  Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, говорят педагогам: «Здравствуйте» - и уходят. Целый день дети проводят с воспитателями: играют, гуляют, занимаются… А вечером опять приходят родители и сказав: «До свидания» уходят. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнерами.

К сожалению, у некоторых родителей и педагогов общение строится на взаимных претензиях. Трудностей в организации общении много: это и не понимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складываются отношения с молодыми родителями, с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежите воспитателям. Что бы выстроить его,  воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность  в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

 Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки( личностный компонент)

1. Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

2. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.

3. Установка на доверительное взаимодействие с родителями.

4. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания  (содержательный компонент)

1. О семье.

2. О воспитательном потенциале семьи.

3. Об особенностях семейного воспитания.

4. О методах изучения семьи.

5. О современных формах организации общения.

Умения и навыки ( деятельный компонент)

1. Умения преодолевать психологические барьеры общения с родителями.

2. Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье.

3. Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями.

4. Умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и главное, активно действует.

 

Профессиональную компетентность воспитателей в общении с родителями необходимо постоянно развивать. Именно с методической помощью создаются условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне. Эти условия заключаются в следующем:

1. Педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.

2. Приобретаемые знания и умения должны быть такими, что бы их можно было непосредственно и немедленно использовать в профессиональной деятельности.

В начале работы важно провести диагностику и самодиагностику организации общения с родителями, выявить положительные моменты и недостатки.

Предлагаю варианты вопросов с целью изучения организации общения с родителями:

1. Считаете ли вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для успешного воспитания ребенка?

2. Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями Ваших воспитанников?

3. Какие у вас возникаю трудности в организации общения с родителями?

4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителе?

5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

6. Считаете ли Вы, что делаете все максимально возможное для достижения сотрудничества с родителями?

7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?

9. Как вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?

15 мая 2017 в 13:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.